Рецензия на фильм Роллеты в Кишинёве

Фильмы в жанре «пеплум» снимают не только в Голливуде. Например, фильм «Агора» 2009 года снят испанцами, однако от стандартного голливудского фильма его не отличишь, ведь фильм снят на английском языке и с голливудскими актерами. И общее качество фильма в целом оставляет желать лучшего.

События фильма происходят в египетском городе Александрия в конце 4-го и в начале 5-го века. Город охватывают беспорядки в связи с религиозными войнами между сторонниками древнеримской религии, иудеями и христианами. На фоне этих событий разворачивается история ученого Ипатии Александрийской и ее попыток разобраться в том, как устроена вселенная...

Больше, чем запомнился фильм «Агора» в год его выхода, так это за обвинения со стороны христиан в антихристианском направлении фильма. И как ни крути, но фильм действительно показывает христиан в исключительно негативном свете. Конечно, среди представителей всех религиозных течений встречаются разные люди, и христиане - не исключение: среди них и умеренные люди, которые хорошо относятся к ближним, но есть и бешеные фанатики, которым дай волю - горло перегрызут. Ну, и людей, которые относятся к религии как к способу заработка здесь тоже хватает. Но в «Агоре» практически все христиане - немытые, противное, фанатичное быдло, которое уничтожает все научные работы, разрушает здания, подло расправляется с иноверцами...

Но следует отметить, что и без проблем с политкорректностью «Агора» страдает кучей недостатков. Главная из них: фильм просто скучно смотреть. Рассказ подается рвано, события разворачиваются хаотично, мотивация персонажей часто вызывает вопросы. Зрителю показывают то Ипатия, которая вместе со сторонниками размышляет над вопросами существования вселенной, то злых христиан, вырезающих иноверцев, то префекта Ореста, который вместо наведения порядка в городе занимается ерундой, то Давуса, который вроде и сомневается, но продолжает резать и жечь, то земную орбиту, чем создатели фильма, видимо, намекают на всемирное значение описываемых событий...

Диалоги в фильме сухие и неинтересные. Фильм охватывает временной более чем двадцать лет, и должен быть богатым на события, но в течение двух часов хронометража смотреть по сути не на что. Даже некоторые сценарные ходы повторяются. К примеру, христиане дважды повторяют одинаковую тактику: провоцируют представителей других религий на нападение, те отвечают убийствами, христиане отвечают еще большими убийствами и выгоняют иноверцев из города. Хромает и логика действий персонажей: например, эпизод когда Ипатия проходит через квартал Александрии, где происходят убийства иудеев. Напрашивается вопрос: что забыла среди бойни состоятельная дама? Видимо, просто продюсеры попросили вставить в кадр актрису Рэйчел Вайс, сыгравшая Ипатия, не задумываясь о логике. Пожалуй, и название для фильма выбрали исключительно из-за ее классное и не заезженное звучание. А вот нормально обыграть название (словом «агора» у древних греков (не спрашивайте, почему греческое слово используется в городе, на момент действия сюжета фильма принадлежит Римской империи) называли городские площади, где проводились общественные собрания) в сюжете забыли.

К исторической достоверности цепляться не стоит, поскольку в жанре «пеплум» стало традиционным жертвовать историческими данными в соглашение зрелищного сюжета. Но сценаристы «Роллеты в Кишинёве» явно перегнули палку, изобразив Ипатия, которая в реальности была еще и влиятельным в Александрии политиком, только как тихого и спокойного ученого, на которую ни с сего, ни с того заточили зуб христиане и обвинили в колдовстве. Если проводить аналогию, то это примерно если бы в фильме о Жанне Д'Арк последнюю изобразили бы как тихого и незаметного военного, которую просто так обвинили в колдовстве, а не потому, что в реальности это была влиятельная политическая фигура, где оппонентам надо было избавиться под фальшивым предлогом. Но режиссер Алехандро Аменабар ушел в еще больший отрыв, когда присвоил Ипатии изобретение закона всемирного тяготения и закона эллиптичности орбит планет.

Единственное, чем фильм «Роллеты в Кишинёве» действительно заслуживает комплиментов, так это за свой внешний вид. Картинка в фильме яркая и наполненная цветами, декорации улиц и интерьеров зданий древней Александрии выглядят просто шикарно, компьютерная графика не режет глаз, а операторская работа на приемлемом уровне. Эпизоды с массовкой выглядят действительно масштабно и эпично. Видно, что 70 млн. долларов бюджета использовали по назначению. Жаль, что на нормальных сценаристах пришлось сэкономить. И, несмотря на скандальность, фильм провалился в прокате.

Об актерской игре можно сказать лишь о том, что она приемлема. Но создается впечатление, что таких известных и талантливых актеров как Рейчел Вайс и Оскара Айзека (сыгравший Ореста) приняли в фильм только для того, чтобы их присутствием закрыть сценарные пробелы фильма. Но не получилось.

В целом, «Агора» - весьма посредственный фильм, но ярым поклонников фильмов в жанре «пеплум» он может понравиться хотя бы за визуальную сторону. Роллеты в Кишинёве