Современная английская литература о Шекспире

История английского истолкования Шекспира — это история радикальных переоценок, вызываемых открытием новых фактов, изменениями в национальном мировоззрении, придававшими произведениям Шекспира различное значение, и, наконец, вдохновенной игрой великих актеров, возбуждавшей совершенно новые реакции среди зрителей. Для полного понимания современной критики Шекспира необходимо понять ее связь с прошлым.


К концу XIX века англичанам казалось, что постановка пьес Шекспира, критика и изучение его произведений достигли своего зенита. В го время состоялись знаменитые гастроли Генри Ирвинга в театре «Лицеум», а Бирбом Три вызвал всеобщий восторг своими постановками, в которых каждая натуралистическая деталь была разработана до такой мельчайшей подробности, как после него это делали только в кинофильмах. В 1871 году под редакцией Г. Г. Фернесса в Филадельфии было начато опубликование знаменитого издания «Новый Вариорум», в котором было собрано все самое лучшее и значительное из всего, что было написано о театральных постановках, поэзии, языке и историческом фоне произведений Шекспира в течение двух веков. Опубликование этой серии все еще продолжается под редакцией преемников Фернесса.


Однако в различных сферах против установившегося тогда подхода уже начинали восставать. Серьезные театральные деятели восстали против самодовольства, которым были пропитаны театральные традиции того времени, и стиль игры гастролирующих актеров из-за границы явился для них полным откровением. Грубая зарисовка гсатра «Лебедь», найденная в 1888 году, послужила неотрицаемым доказательством того, какого типа геагр Шекспир и его современники имели в виду, когда они писали свои пьесы, а именно, — театр, в котором зрители толпились с трех сторон вокруг помоста, столь непохожего на богато украшенный просцениум Бирбома Три. После этого новое поколение ученых, вооруженное свежими знаниями в области библиографии, с помощью языковых исследований, приступило к полной текстуальной переоценке сочинений Шекспира, исход которой все еще обсуждается теперь.


В XIX веке взгляды на Шекспира были заимствованы у писателей романтической эпохи, которые в свою очередь восставали против взглядов, свойственных XVIII веку, Кольридж, все еще считающийся нашим величайшим литературным критиком, формулировал принцип органического единства художественного произведения. Он исходил из того, ч то искусство и жизнь неотъемлемо связаны друг с другом. Эта связь между личностью художника и его творением привела к характерному для XIX века интересу к личной жизни Шекспира, которую, за неимением конкретных данных, всячески старались пополнить воображаемыми , подчас сентиментальными подробностями. Это, в свою очередь, повело к все более сентиментальному подходу к героям Шекспира: на них стали смотреть просто как на людей, а не как на действующих лиц в драматическом произведении.


А. С. Брэдли — один из передовых критиков, поддерживавших эти взгляды, написал книгу «Шекспировская трагедия» (1904 г.), которая по своему синтезу, методичности и оригинальности считается выдающимся трудом литературной критики XIX века. Брэдли указывал, что трагедия это конфликт и что «основой фабулы является действие». Упор, который делает Шекспир в своих более значительных пьесах на внутреннюю борьбу героев, подчеркивает тот факт, что действие фактически является выражением характера. Шекспир — пишет Брэдли — указывает «на тот необъяснимый факт — или столь же необъяснимую видимость — что мир в своем стремлении к совершенству вместе с величайшим добром порождает зло, которое можно победить только самоистязанием и самоуничтожением. Этот факт, или эта видимость, и есть трагедия».


По мнению Брэдли, пьесы Шекспира отражали жизнь с такой полнотой, потому что в них искусство — это форма жизни: «В самых великих произведениях Шекспира сила его художественного мастерства напоминает силу природы. Она дисциплинирует и вдохновляет все произведение до мельчайшей подробности, так что даже при самом тщательном анализе, даже если рассматривать его через микроскоп, нельзя обнаружить ничего бесформенного, неопределенного или расплывчатого. Во всем чувствуется строгое построение, яркость характера, индивидуальность». Пиар: порно зрелых на xxxrusporno .