Столь частые аварии ролкеров требуют принятия срочных мер

Кардинальные вопросы безопасности судна и людей на борту не должны в столь большой степени зависеть от неправильных решений, ошибок, небрежности, халатности и прочих возможных отступлений от хорошей морской практики (и не только морской).

Столь частые аварии ролкеров, в особенности гибель парома «Геральд оф фри энтерпрайз», настоятельно требуют принятия срочных мер. Нельзя больше закрывать глаза на реальную опасность почти мгновенного опрокидывания накатного судна. Вряд ли в обозримом будущем мореплавателям удастся полностью избежать столкновений, посадок на грунт, прочих навигационных ошибок. Серьезной проблемой остается и надежность крепления колесной техники и контейнеров, особенно в условиях штормовой погоды. Поэтому задача кораблестроителей и различных организаций, отвечающих за безопасность мореплавания, по моему глубокому убеждению,заключается в том, чтобы существенно повысить конструктивную безопасность накатных судов и уменьшить неизбежное пока влияние человеческого фактора.

Возможные решения существуют. Прежде всего следует упомянуть известное требование ИМО для пассажирских паромов (двойные борта), установку по бортам полупереборок, рамных связей, поперечных или продольных переборок. Уже сегодня многие крупные современные ролкеры оборудованы продольной переборкой, большими водонепроницаемыми дверями, скользящими поперечными переборками, складывающимися полупереборками.

Представляет интерес конструктивное решение, предложенное специалистами финского судостроительного концерна «Вяртсиля». Суть заключается в том, что поперечные переборки располагаются под острым углом к диаметральной плоскости, а в центральной своей части имеют вырез для проезда колесной техники. После окончания грузовых работ вырезы в переборках закрываются скользящими дверями.

Английский инженер К. Вебб предложил оригинальное устройство — самоосушающуюся перфорированную автомобильную палубу. В случае проникновения внутрь корпуса больших масс воды она может быстро перетечь в расположенные ниже танки благодаря множеству отверстий в палубе.

Тем самым исключается наличие свободной поверхности и понижается центр тяжести судна.

Вызывает интерес предложение голландского инженера-кораблестроителя Э. Восснака. Чтобы кардинально решить проблему безопасности ролкеров, им предложено принять для этих судов двухотсечную непотопляемость. Заслуживает внимания его предложение заполнять порожние бортовые отсеки (двойные борта) множеством полиэтиленовых бочек или шаров.

Они не подвержены коррозии, их легко можно удалять при осмотрах, техническом обслуживании и ремонтах. Чтобы исключить несимметричное затопление, Э. Восснак предложил дополнительно устроить перетоки между бортовыми танками для быстрого автоматического спрямления судна.

Понятно, что претворение в жизнь различных конструктивных решений, повышающих безопасность накатных судов, затронет экономику судостроения и судоходства. Поэтому, безусловно, потребуются законодательные акты на уровне ИМО и национальных морских администраций.

Признаться, разговоры о столь необычных «операциях» меня как-то смущали. Не верить морякам я не мог, но и поверить в такое?..

— А вы побывайте на заводе имени Закфедерации — сами убедитесь. Не один, а целых два теплохода по существу разобрали на запасные части.

— Старые теплоходы?

— Если бы!

На судоремонтном заводе имени Закфедерации, входящем в производственное объединение «Каспморсудо-ремонт» мне побывать так и не удалось. И виной тому не только нехватка времени, просто с подобными фактами пришлось столкнуться и на головном предприятии объединения — заводе имени Парижской коммуны. 10х17н13м2т купить оптом можно по ссылке http://www.evek.org/10x17n13m2t-truba.html по выгодной цене от поставщика Электровек-сталь.