Все суда будут оснащены современным оборудованием

Кроме того, в конкурентной борьбе имеют значение такие факторы, как качество контейнеров, укладка грузов в них, подготовка и предоставление грузовых документов и т. п. В поисках снижения эксплуатационных расходов суда консорциумов зачастую регистрируются и комплектуются экипажами в странах «удобного» флага.

Динамичные процессы, происходящие в настоящее время в международном судоходстве, постоянно подвергают испытанию традиционные формы сотрудничества, внося в них новые элементы, направленные на упрочение связей судовладельцев, их позиций в том или ином регионе.

«Сухопутные» флаги в морях

В редакционной почте есть несколько писем с просьбой рассказать о торговых флотах государств, не имеющих выхода к морю, или, иначе говоря, внутриконтинентальных.

Всего их в мире 29 (14 в Африке, 8 в Европе, 5 в Азии, 2 в Латинской Америке). Не все эти государства обзавелись морскими судами под собственным флагом. Однако суммарный флот «морских сухопутных» стран не так уж мал.

Наиболее крупным океанским флотом, плавающим под национальным флагом, располагает Швейцария — 30 судов суммарным дедвейтом, 355 тыс. т. В его составе танкеры, балкеры, химовозы. Порт приписки многих из них — Женева.

Но это далеко не весь флот страны. Швейцария располагает еще 145 судами суммарным дедвейтом 4,6 млн. т, находящимися в так называемом «доходном» владении. Речь идет о том, что швейцарские компании или граждане получают скрытую финансовую прибыль от судовых операций через третьи страны, под «удобным» флагом которых плавают швейцарские суда. В печати нередко встречается выражение «морские гномы» — так называют истинных швейцарских владельцев флота, чьи суда плавают под флагами Панамы, Либерии и Кипра, и их доходы скрыты от посторонних глаз.

По размерам флота за Швейцарией идет Чехословакая: у нее 16 судов общим дедвейтом 222 тыс. т (по сравнению с 1977 г. дедвейт вырос почти на 30%), в том числе 4 балкера общим дедвейтом 75 тыс. т. Большая часть судов была построена 5—15 лет тому назад. ЧССР занимает по тоннажу 70-е место в мировом торговом флоте. В 1986 г. чехословацкие суда перевезли около 2 млн. т внешнеторговых грузов страны. В программах развития республики предусматривается пополнение флота новыми современными автоматизированными судами. К 1990 г. транспортный флот ЧССР увеличится на 8 единиц.

В середине 1987 г. на воду был спущен теплоход «Влтава» дедвейтом 7 тыс. т, первый в серии из четырех судов для пароходства «Чехословенска наморни плавба». Это судно предназначено для перевозки генеральных грузов и 126 20-футовых контейнеров.

Все суда серии будут оснащены современным автоматизированным оборудованием, включая электрорадионавигационные устройства, аппаратуру для спутниковой связи, компьютерную систему. Весь чехословацкий флот базируется в польских портах Гдыня, Щецин и Гданьск.

Вторая из социалистических «сухопутных» стран — Венгрия. В составе ее флота 13 сухогрузов общим дедвейтом 103 тыс. т, более половины которых построены 6—15 лет тому назад (в 1977 г. было 22 судна дедвейтом 108 тыс. т). Владельцем всех судов является акционерное общество «Махарт».

Суда «Махарта» работают во всех регионах мира, за исключением Америки и Австралии. Более половины объема их перевозок — внешнеторговые грузы Венгрии. Пароходство намерено осуществить широкую программу модернизации морского флота. В его составе новейшие суда типа «Балатон» дедвейтом 5 тыс. т каждое. К 1990 г. флот пополнится еще пятью судами. Венгерские суда базируются в портах Амстердам и Риека.

Соглашение охватывает вопросы использования флота и портов, фрахтовую деятельность, экономические и научно-технические связи и др. и закрепляет наиболее благоприятные правовые условия для стран-участниц, гарантируя равноправную и взаимную выгоду ВНР и ЧССР, не располагающим портами на морском побережье.

Ряд внутриконтинентальных стран имеет совсем небольшой флот. Уганде, например, принадлежат 3 судна (суммарный дедвейт 9 тыс. т), Боливии — 2 судна (22 тыс. т). Многие из стран этой группы не имеют судов под своим флагом, однако в их «доходном» владении имеется флот, плавающий под «удобными» флагами. Aquarius Eco Expert 44000